Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников

Одаренный ребенок  — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. 

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: 

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. 
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные   системы ценностей у одаренных детей очень широки. 
  • Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. 
  • Не могут четко развести реальность и фантазию. 
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. 
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них. 

Условно можно выделить три категории одаренных детей: 

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ). 
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 

Основные виды одаренности: 

  •  интеллектуальная одаренность 
  •  академическая  одаренность 
  •  социальная одаренность 
  •  художественная одаренность 
  •  практическая одаренность 
  •  психомоторная (спортивная) одаренность 

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. 

При этом деятельность педагогов предусматривает: 

  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; 
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся 
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности. 
  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся. 

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи — содержание — обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ — определение индивидуальных образовательных траекторий — технологии — методика развивающего обучения и практика — образовательная деятельность — помощь семьи в образовании и воспитании детей. 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 

Формы работы с одаренными учащимися: 

  • творческие мастерские; 
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; 
  • факультативы; 
  • кружки по интересам; 
  • занятия исследовательской деятельностью; 
  • НОУ «Искатель» 
  • конкурсы; 
  • интеллектуальный марафон; 
  • научно-практические конференции; 
  • участие в олимпиадах; 
  • работа по индивидуальным планам; 
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами. 

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее: 

  • он очень любознателен; 
  • любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи; 
  • его речь очень развита, большой словарный запас; 
  • во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ; 
  • настойчив в достижении поставленной цели; 
  • у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики; 
  • может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило; 
  • обладает богатой фантазией и воображением; 
  • рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера; 
  • его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. 

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность. 

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям 

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми. 

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем. 

Советы родителям одаренных детей: 

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность; 
  • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность; 
  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу; 
  • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом; 
  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания; 
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка; 
  • не забывайте уделять внимание физической активности малыша; 
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему; 
  • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
  • считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.