Организация питания

«Горячая линия» по вопросам
организации питания обучающихся
функционирует в рабочие дни

Для оказания справочно-консультационной помощи законным представителям учащихся по вопросам организации питания в учреждении образования “Средняя школа № 21 г.Могилева” можно обращаться по телефонам:

+375(222)64-69-92
Суворова Оксана Алексеевна,
заместитель директора по учебной работе,
ответственный за питание

Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам организации питания обучающихся, создана «горячая линия». Обращаться по телефону +375(222)42-24-17 с 8.00 по 13.00, с 14.00 по 17.00 (в будние дни), ответственный инженер-технолог государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» Куртикова Мария Владимировна.

+375(222)77-03-36 инженер-технолог филиала по обеспечению деятельности бюджетных организаций Ленинского района ГУ “Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций” Терешкова Вера Владимировна

Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам оплаты за питание обучающихся, обращаться по телефонам +375(222)423612, +375(222)423617 с 8.00 по 13.00, с 14.00 по 17.00 (в будние дни), ответственный бухгалтерия государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».

ГРАФИК ПИТАНИЯ
учащихся 1 – 11-х классов
на I полугодие 2024/2025 учебного года

Время получения питанияКлассыВид питания
I смена
8.35завтрак (дотация)
8.452б, в, гзавтрак (дотация)
9.402а, 3а, 3г,завтрак (дотация)
10.403д, 4взавтрак (дотация)
11.405-еобед (платный и бесплатный (одноразовое питание))
12.008-9 (лицей) 1-2-еобед (бесплатный) обед (платный)
12.359-11обед (платный и бесплатный (двухразовое питание))
13.302-е ГПД, 3-4-еобед (платный и бесплатный (трёхразовое питание)) обед (платный)
14.258-9 (лицей) 9,10,11полдник (бесплатный (двухразовое питание))
II смена
14.453б, в, 4а, бобед (дотация)
15.502-е ГПДполдник (платный и бесплатный)
15.404г, д 8-е 6-8-еобед (дотация) обед (платный) обед (бесплатный)
16.406-7-еобед (платный)
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ

ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ЗА ПИТАНИЕ

Возврат денег за питание

Для тех, кто хочет/нужно вернуть деньги за питание,  порядок такой: один из законных представителей должен приехать в горисполком (6 этаж 604 кабинет) с паспортом и написать заявление.

Деньги возвращают на карту Беларусбанка или по паспорту.

Для возврата на карту нужно знать карт-счет (BY…AKBB….). его можно посмотреть в м-банкинге или в договоре, либо узнать в любом отделении Беларусбанка.

Можно переплату перекинуть с одного ребенка на другого (с брата на сестру, например), но это тоже только по заявлению.

СТОИМОСТЬ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ

Стоимость горячего питания
в школьной столовой на 02.09.2024 года

Вид
предоставляемого
питания
Сумма
на 1 день
Стоимость
за 1 неделю
Обед 1-4 класс2 руб. 98 коп.14 руб. 90 коп.
Обед 5-11 класс3 руб. 51 коп.17 руб. 55 коп.
Полдник для ГПД89 коп.4 руб. 45 коп.
Полдник 5-11 класс1 руб.05 коп.5 руб. 25 коп.
ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ

Денежные нормы расходов на питание согласно Приложению 6 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 27.04.2013 № 317 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23.08.2023 № 555)

6-10 лет1-ая сменаЗавтрак2,0811-18 летОбед3,51
Обед2,98
Полдник0,89
В день (общая сумма)5,95Полдник1,05
2-ая сменаОбед2,98
Полдник0,89Ужин2,46
Ужин2,08
В день (общая сумма)5,95В день (общая сумма)7,02

1-4 классы: 1 смена – завтрак на сумму 2,08 руб.; 2 смена – обед на сумму 2,98 руб.

По Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов предоставляется бесплатное одноразовое питание обучающимся I – IV классов начальных (принято считать, что дотироваться будет первый прием пищи).

Одноразовое питание по возрастной категории из категорий: ЗПР, ОПФР, инвалиды родители, спортивные классы, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении:

6-10 лет: 1 смена – завтрак на сумму 2,08 руб.; 2 смена – обед на сумму 2,98 руб.

11-18 лет: обед на сумму 3,51 руб.

Обучающимся в 4 классе, возраст 11 лет, предоставляется питание согласно меню для 1-4 классов, но с применением денежных, натуральных и норм выхода, как для категории 11-18 лет.

Обучающимся в 5 классе, возраст 10 лет, предоставляется питание согласно меню для 5-11 классов, но с применением денежных, натуральных и норм выхода, как для категории 6-10 лет.

Двухразовое питание по возрастной категории из категорий: многодетные семьи, малообеспеченные семьи, дети-инвалиды:

6-10 лет: 5 класс – обед (2,98 руб.) и полдник (0,89 руб.) на сумму 3,87 руб.

11-18 лет: обед (3,51 руб.) и полдник (1,05 руб.) на сумму 4,56 руб.

Трехразовое питание для посещающих группу продленного дня

из категорий многодетных и малообеспеченных, детей инвалидов: 6-10 лет (1-4 класс: 1 смена – завтрак, обед, полдник; 2 смена – обед, полдник, ужин; 5 класс 1,2 смена – обед, полдник, ужин) на сумму 5,95 руб.

11-18 лет: обед, полдник, ужин – 7,02 руб.

Одноразовое и двухразовое питание для обучающихся, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется по нормам соответствующих возрастных категорий.

ОПЛАТА ЗА ПИТАНИЕ ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БАЗЕ УДО
БРАКЕРАЖНАЯ КОМИССИЯ

СОСТАВ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 21 г. Могилёва»

Суворова О.А. – председатель комиссии, заместитель директора по учебной работе, ответственный по питанию;
Метельская И.В.– заведующий производством, член комиссии;
Кабуш Т.С. – фельдшер школы, член комиссии;
Садовская И.Л., Стороженко И.Н. – учителя начальных классов (Ι, II смены), члены комиссии.

ПРАВИЛА БРАКЕРАЖА ПИЩИ

Общие положения

1.1. Все блюда, изготовляемые на объекте питания в учреждении образования, подлежат обязательному бракеражу по мере их готовности.

1.2. Бракераж готовой пищи проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.

1.3. Бракераж блюд производят не менее трех лиц из состава бракеражной комиссии.

1.4. Бракеражная комиссия проводит оценку доброкачественности готовой пищи по органолептическим показателям, правильности кулинарной обработки приготовленных блюд, соответствие выхода блюд меню-раскладке, проведение С-витаминизации блюд.

1.5. Прежде чем приступить к процедуре бракеража члены бракеражной комиссии должны быть ознакомлены с меню, рецептурой блюд, технологией приготовления блюд.

1.6. Члены бракеражной комиссии должны владеть методикой органолептической оценки готовой пищи.

1.7. Оценка качества готовой пищи заносится в Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) до начала ее реализации. При нарушении технологии приготовления пищи бракеражная комиссия обязана снять блюда с раздачи, направить их на доработку или переработку.

1.8. Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью. Хранится Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) на объекте питания учреждения.

1.9. За качество пищи несут ответственность работники объекта питания, члены бракеражной комиссии, осуществившее контроль качества  пищи, и допустившее ее к потреблению.

Методика органолептической оценки готовой пищи

2.1. Качество готовой пищи по органолептическим показателям (вкус, запах, внешний вид, цвет, консистенция) должно соответствовать технологическим документам, устанавливающим требования к качеству продукции (технологические карты на конкретные виды продукции).

2.2. Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов готовой пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, ее цвет.

2.3. Запах готовой пищи определяется при затаенном дыхании. Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Специфический запах обозначается: селедочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.

2.4. Вкус готовой пищи следует устанавливать при характерной для нее температуре (горячие блюда должны иметь температуру (+50) 0С, холодные напитки должны быть комнатной температуры, но не ниже (+16) 0С, салаты (+14) 0С – (+16) 0С).  

2.5. Вкусовая проба не проводится в случае обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха.

Особенности органолептической оценки первых блюд

3.1. Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку.

3.2. Отмечают внешний вид и цвет:

  • качество обработки сырья (тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности);
  • форма нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов);
  • прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы (недоброкачественное мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок);
  • пробу пюреобразных супов сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие не протертых частиц (суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности).

3.3. Определяют вкус и запах:

  • блюдо должно обладать присущим ему вкусом, без постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола;
  •  у заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус (если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны).

3.4. Не допускаются к раздаче блюда с привкусом сырой и подгорелой муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом др.

Особенности органолептической оценки вторых блюд

4.1. В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.

4.2. Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.

4.3 Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

4.4. Жаренная рыба должна быть мягкой, сочной, не крошащейся, сохраняющей форму при порционировании.

4.5. В крупяных, мучных или овощных гарнирах проверяют также их консистенцию:

  • в рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга (распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, посторонних примесей, комков); 
  • макаронные изделия должны быть мягкими и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки;
  • при оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, их внешний вид, цвет (если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира). 

 4.6. Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Обращают внимание на пассированные коренья, лук в составе соуса (их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию), цвет соуса (если в него входят томат или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета), вкус соуса (плохо приготовленный соус имеет горьковато-неприятный вкус).

4.7. При определении вкуса и запаха вторых блюд обращают внимание на наличие специфических запахов (вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная – приятный слегка заметный вкус свежего  масла, на котором ее жарили).

ДИЕТИЧЕСКОЕ (ЛЕЧЕБНОЕ) ПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ДИЕТИЧЕСКОЕ (ЛЕЧЕБНОЕ) ПИТАНИЕ : ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развития юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

В  Республике Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях образования, которая определяет следующие задачи:

  • обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;
  • формирование культуры питания и навыков самообслуживания;
  • отслеживание калорийности и сбалансированности питания;
  • развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.

При поступлении в учреждение образования каждый ребенок представляет медицинскую справку о состоянии здоровья, в которой педиатром отмечена необходимая диета либо корректировка в питании. Медицинским работником учреждения выполняется выписка из справок и составляются списки детей, которым может предоставляться диетическое (лечебное) питание по запросу родителей. В последующем желающие дети получают индивидуально скорректированное питание.

Среди детей, нуждающихся в диетпитании, чаще встречается безаллергенная диета, диета № 9 (при сахарном диабете), диета №5 (заболевания печени и желчных путей), диета № 7 (нефриты).

Вместе с тем, встречаются и те, кому необходимо лечебное питание.  Существует ряд заболеваний, при которых диета является основным способом лечения.   

Синдром мальабсорбции — синдром нарушенного кишечного всасывания, обусловленный нарушением всасывания через слизистую оболочку тонкого кишечника одного или нескольких питательных веществ. Лечение в каждом случае должно быть строго этиологическим. Так, при непереносимости сахарозы из пищи исключают продукты, содержащие сахарозу, крахмал (сахар, картофель, манная крупа), а также изделия из муки. При непереносимости лактозы в легких случаях ограничиваются уменьшением количества даваемого молока и ранним введением сахарозы и крахмала.

Фенилкетонурия (ФКУ) – генетическое заболевание, характеризующееся нарушениями обмена фенилаланина. Основа диеты при ФКУ – назначение рационов питания с низким содержанием фенилаланина, источником которого является белковая пища. Из рациона питания при ФКУ исключают продукты животного происхождения с высоким содержанием белка (мясо, птица, рыба, молочные продукты и т. д.).

Целиакия – заболевание, нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определённые белки – глютен (клейковина) и близкими к нему белками злаков (авенин, гордеин и др.) – в таких злаках, как пшеница, рожь, ячмень и овёс. В лечении решающим является установление соответствующей диеты.

Атопический дерматит – это болезнь кожи, встречающаяся у людей разных возрастов. Заболевание носит аллергический характер и проявляется в виде зуда, покраснения, шелушения или сыпи на коже. Соблюдение диеты – один из основных способов при лечении и профилактики кожного дерматита. Людям, страдающим таким заболеванием следует исключить следующие продукты: молочные продукты и куриные яйца; овощи, ягоды и фрукты красной и оранжевой окраски; жирные сорта рыбы и мяса; копчености, соленья, острые и жареные блюда; специи, приправы, соусы; сладости, мед, шоколад, орехи. Необходимо сократить потребление соли и сахара.          Очень важно привить культуру питания детей с раннего возраста. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения школьного образования – это важная задача, от которой зависит будущее нации.

О предоставлении диетического питания учащимся

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2019 года № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований», п.149 «Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования»:

149. Для детей, находящихся на диетическом (лечебном и профилактическом) питании, дневной (суточный) рацион подлежит коррекции в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики) на основании нормативных документов по диетическому (лечебному и профилактическому) питанию. Для детей, получающих данное питание, допускаются отклонения от установленных норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом необходимости их замены.

В случае необходимости должны разрабатываться отдельные от общих рационы диетического (лечебного и профилактического) питания (для больных целиакией, фенилкетонурией, сахарным диабетом и других).

Для предоставления диетического питания учащимся в школе:

  • родители пишут заявление о предоставлении диетического питания и предоставляют медицинскую справку с рекомендациями врача-педиатра (при необходимости учреждение здравоохранения должно подготовить заинтересованным сторонам выписку из медицинских справок с перечнем всех запрещенных продуктов);
  • школа ходатайствует перед питающей организацией о проведении корректировки ежедневного меню с учетом рекомендаций врача либо о разработке отдельных от общих рационов диетического (лечебного и профилактического) питания (для больных целиакией, фенилкетонурией, сахарным диабетом и других).
  1. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией»;
  2. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией»

Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для предоставления диетического питания, несут ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ обучающихся.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ПИЩЕБЛОК

Виртуальная экскурсия на пищеблок

ссылка для просмотра https://vk.com/video-124148467_456239360

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативные документы

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

Правильное питание – залог успешной учебы

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует здоровью в будущем, обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде и формирует здоровье взрослого населения. Недостаток белка, витаминов и микроэлементов приводит к задержке в развитии, повышает риск возникновения инфекций, анемии, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Интерактивный плакат «Мы – за здоровое питание!»
Розанова Н.В., учитель начальных классов


Письмо родителям о питании детей Скачать
Интересно знать Скачать

ТЕСТ “ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?”

ОНЛАЙН-ОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

СИСТЕМА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 Г.МОГИЛЁВА» ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

СМОТРЕТЬ


Материалы управления организационно-методического сопровождения и ресурсного обеспечения УО
ФОТОГАЛЕРЕЯ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Заседание совета по питанию

НОВОСТИ О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ
  • Делимся опытом на курсах ПК

    Школьные годы – важный период для формирования ценностного отношения к основам культуры питания 23 января 2024 года в УО «Могилёвский государственный […]

    Читать далее

  • В условиях школы не только мозг, но и желудок получат качественную пищу

    20 ноября 2023 года в УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования» на курсах повышения квалификации «Деятельность учреждений образования по повышению […]

    Читать далее

  • ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ «МЫ ЗА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» – ЭТО СОВРЕМЕННО

    С целью пропаганды здорового и правильного питания обучающихся через развитие творческих способностей педагогических работников учреждений общего среднего образования в изготовлении тематического […]

    Читать далее

  • «Мы за здоровое питание»

    ВНИМАНИЕ! С 03.04.2023 по 14.04.2023 пройдёт областной фестиваль плакатов для педагогических работников учреждений общего среднего образования «Мы за здоровое питание».

    Читать далее

ЭТО АКТУАЛЬНО!

ЭТО АКТУАЛЬНО!

Обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?

В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств родителей или иных законных представителей. По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую общественное питание в данном учреждении образования

ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ

  • Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.
  • В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.
  • Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.
  • Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)
  • На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.
  • Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
  • Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищева-рительных соков и ухудшают процесс пищеварения.

Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:

Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:
– Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.
– Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.
– Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.

Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:

– Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).
– Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.
– Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.
– Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.
– Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.
– Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.
– Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.

Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.

  • Значение школьного питания для здоровья учащихся (презентация) Смотреть
  • Значение школьного питания для здоровья учащихся (word) Смотреть
АНКЕТИРОВАНИЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ

  • Результаты анкетирования «Качество школьного питания» учащихся, родителей и педагогов государственного учреждения образования «Средняя школа № 21 г. Могилева» Смотреть
  • Варианты анкет Смотреть

«Первоклассные уста, или рассуждалки о рыбном дне»