В помощь молодым специалистам

Легко ли быть молодым учителем…

Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? “Легко ли быть молодым учителем в современной школе?” – именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе – дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, “педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни”. Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них – мастер своего дела.

Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

1. Памятка для наставника молодого педагога СКАЧАТЬ (docx)
2. Алгоритм подготовки к уроку  СКАЧАТЬ (docx)
3. Советы и рекомендации СКАЧАТЬ (docx)
4. Типология и структура уроков СКАЧАТЬ (doc)

Оказание материальной поддержки выпускникам государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации

В целях оказания материальной поддержки выпускникам государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации при обустройстве на новом месте жительства, а также привлечения и закрепления кадров в сельских населенных пунктах и в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, Указом Главы государства 14 марта 2024 г. № 95 (Указ № 95) совершенствуется действующий механизм предоставления молодым специалистам льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631 (излагается в новой редакции).

Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631 “О предоставлении льготных кредитов отдельным категориям граждан” в редакции Указа № 95 размещен на Национальном правовом Интернет-портале.

При этом неизменными остаются льготные условия кредитования:

  • срок предоставления льготных кредитов – на 5 лет;
  • процентная ставка за их пользование – 25% ставки рефинансирования;
  • срок возврата (погашения) льготных кредитов и уплата процентов за пользование ими – через 6 месяцев после заключения кредитных договоров.

Предусматриваются меры, усиливающие данный вид государственной поддержки:

  • размер льготного кредита устанавливается от иного социального норматива – бюджета прожиточного минимума (БПМ) трудоспособного населения вместо применяемого ранее БПМ в среднем на душу населения.

Справочно. Размер БПМ трудоспособного населения, действующего на 1 июня 2024 г., составляет 448,99 рубля. Размер БПМ ежеквартально пересчитывается с учетом уровня цен;

  • увеличивается сам размер льготного кредита в два раза – до 30-кратного БПМ трудоспособного населения, действующего на дату заключения кредитного договора (ранее до 15-кратного БПМ в среднем на душу населения);
  • предоставляется возможность приобретения за счет льготных кредитов любых непродовольственных потребительских товаров белорусского производства (ранее ограниченный перечень товаров);
  • расширяется круг получателей кредита. Теперь претендовать на льготный кредит смогут не только молодые специалисты, обязанные отработать установленные законодательством сроки обязательной работы, службы, но и выпускники государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации, которые самостоятельно трудоустроились в сельских населенных пунктах либо добровольно поступили на военную службу по контракту не по месту жительства родителей.

Также право на льготный кредит распространяется на специалистов, получивших профессионально-техническое образование;

  • значительно расширяется круг организаций, трудоустройство в которые дает право на получение льготного кредита (в него включены все государственные организации и организации с долей собственности государства 50 и более процентов).

Вместе с тем в целях рационального использования государственных средств устанавливается обязательное требование для льготных условий кредитования – отработка установленного срока работы, службы. В случае его не соблюдения будет произведен перерасчет размера процентов за пользование кредитом и уплата суммы расходов за пользование кредитом и уплата суммы расходов республиканского бюджета, связанных с его предоставлением.

Обращаем внимание, что изменения, предусмотренные Указом № 95, распространяются на кредитные договоры, заключенные после вступления его в силу, – 17 июня 2024 г.

Также информируем, что 29 мая 2024 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 388 “О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631”, которым определяются органы государственного управления, уполномоченные в соответствии с их компетенцией разъяснять вопросы применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631, а также устанавливается форма списка граждан на получение льготного кредита.

Указанное постановление вступает в силу одновременно с Указом № 95 – с 17 июня 2024 г.