Гомель

Город (областной центр), Гомельский район, Гомельская область
Дата основания / первого упоминания: 1142г.

Гомель— крупнейший город Белорусского Полесья, областной центр республики, расположенный вблизи границы с Россией и Украиной. В летописях впервые упоминается под 1142г. Уже тогда он был укрепленным поселением Черниговского княжества. Замчище как первооснова поселения располагалось на холме у впадения реки Гомельки в Сож. В конце XVIII и первой половине XIXв. при строительстве дворцового ансамбля остатки замчища были разобраны и срыты.

Кардинальное переустройство феодального Гомеля началось с конца XVIIIв., когда город (в ту пору — деревня) был подарен известному русскому полководцу П. Румянцеву за заслуги перед отчизной. В результате планировочных работ центральная часть поселения приобрела лаконичное архитектурно-планировочное построение. Двухлучевая композиция основных улиц города завершается большой площадью. Одна из его сторон примыкает к прекрасному парку, в котором расположились дворец Румянцева-Паскевича и Петропавловский собор. Обе улицы ориентированы на среднюю купольную часть дворца, подчеркивая тем самым главенствующее значение комплекса во всем ансамбле. Монументальный собор и дворец возглавляли архитектурный силуэт и панораму города. Центральный ансамбль Гомеля, созданный мастерами русского классицизма, отличается простотой построения и высокими архитектурно-художественными достоинствами отдельных сооружений.

Дворец Румянцевых-Паскевичей

Даты строительства / обновления: 1785—1893гг./ 1794—1805гг. / 1837—1848гг.

Дворец в Гомеле, заложенный в 1785г. для П.Румянцева,— заметное явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси. Местоположение дворца определилось выгодными природными условиями — на холме, над рекой Сож — и поддерживалось новой планировочной структурой города.
Строительство дворцового комплекса можно разделить на несколько этапов. Первым этапом следует считать 1785—1793гг. В это время был возведен главный корпус дворца. Второй этап — 1794—1805гг.— период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады. Третий этап — 1837—1848гг.— связан с переходом владения к генерал- фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.

Главный корпус дворца — компактное двухэтажное здание. Центральная часть его завершается куполом. В главном корпусе посередине расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во многих русских дворцах эпохи классицизма. План гомельского дворца отличается простотой и ясностью в решении группы основных помещений — без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают Интерьеру парадность.
В дворцовых сооружениях конца XVIIIв. лестницы потеряли свою былую торжественность и большие размеры. Если раньше они располагались по главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны, уступая центральное место залу. Небольшие по своим размерам лестницы занимали скромное место в интерьере дворцов. Объясняется это тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и скрыты от глаз посетителей.
Основной элемент декора зала — классический коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены из искусственного мрамора белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента тонкого рисунка.
Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Иначе выглядит парковый фасад дворца, обращенный к Сожу. Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку.
Гомельский дворец — свидетель важных исторических событий. 12 ноября 1917г. здесь проходило заседание городского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было принято решение о переходе всей власти в Гомеле в руки Советов. В здании в начале революции размещался первый Полесский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Дворец сильно пострадал в марте 1919г. во время происходившего в Гомеле контрреволюционного мятежа. Здание было восстановлено в 1923—1925гг.
В начале Великой Отечественной войны здесь находился штаб центрального фронта. После войны от дворца остались одни лишь обгоревшие стены. Сейчас дворец полностью восстановлен. В нем размещаются Дворец пионеров и областной краеведческий музей.

Дворец:парк

gomel_2

Дата строительства:
конецXVIII—1-я половина XIXвв
Замечательная особенность гомельского дворцового комплекса — прибрежный парковый массив. Гармоничное сочетание в едином ансамбле рельефа, воды, зелени, архитектуры, художественная законченность в решении сложных композиционно-пространственных задач позволяет отнести его к лучшим образцам паркостроения конца XVIII — первой половины XIXв.

Площадь парка около 25 га. Расположен он на обрывистом берегу полноводного Сожа и оврага с ручьем Гомий. Большая часть парка — пейзажная и лишь перед главным фасадом дворца он имеет регуля рный характер. Насаждения парка состоят из местных и привезенных видов растений. Здесь можно встретить дуб, граб, клен, ясень, лиственницу, каштан, акацию, а также редкие породы пирамидального дуба, веймутовой сосны, плакучего ясеня, маньчжурского ореха и др. Различные породы деревьев искусно скомпонованы в живописные группы, усиливающие эффект восприятия пейзажа.

Собор св. Петра и Павла

gomel_3

Дата строительства:
1809—1824гг.
Стиль:классицизм
Непосредственно к дворцовому ансамблю примыкает Петропавловский собор, построенный в 1809—1819гг. по проекту архитектора Кларка в стиле классицизма. Собор стоит на высоком мысе, ограниченном с востока Сожем, с севера — глубоким оврагом. Главным фасадом собор обращен в сторону города. Собор, как и дворец, возвышается над низменной поймой реки и виден на большом расстоянии. Сейчас здание приспособлено под планетарий.

В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитым трансептом и укороченным средним нефом. Средокрестне увенчано куполом на высоком, прорезанном окнами барабане.

Сочетание классического портика и купольного объема — излюбленный прием целого поколения зодчих. Четыре шестиколонных портика и множество полуколонн дорического ордера придают фасадам здания большую пластику и вместе с тем суровую простоту. В четком членении объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора сказались характерные черты классического зодчества начала XIXв.

Часовня-усыпальница Паскевичей

gomel_5

Даты строительства / обновления:
1870—1889гг./ 1971—1975гг.
Стиль:ретроспективно-русский(московско-ярославское направление)
Собственно вход в усыпальницу расположен в стоящем в нескольких десятках метров от часовнипавильончике. Подземный ход от него ведет в усыпальницу.
В гомельский дворцовый ансамбль входит и расположенная в северной части парка часовня с усыпальницей князей Паскевичей. Она была построена в 1889г. под руководством академика архитектуры Н. Червинского. План часовни в виде квадрата площадью около 30 кв. м; объемная композиция в стиле деревянных пятиглавых шатровых церквей. Главной достопримечательностью постройки является ее декоративное убранство. Пустотелые, причудливые по форме керамические колонки, скульптурные кокошники, розетки, карнизные пояса, позолоченные купола и цветная керамика исполнены на самом высоком художественном уровне. Особую красочность фасадам придают разноцветные майоликовые плитки с растительным орнаментом. Керамика выполнена местными мастерами под руководством художника-декоратора С. Садикова, воспитанника петербургского училища А. Штиглица.

Усыпальница в виде протяженного тоннеля с цилиндрическим сводом находится под землей. Вход в нее закрыт массивной чугунной дверью. Внутреннее пространство освещается через круглые фонари-люки, расположенные в верхней части свода.

Охотничий домик

gomel_6

Дата строительства:     1820г.
Адрес:        ул. Пушкина, 32
Стиль:        поздний классицизм,ампир
Ныне — музей. В его залах представлены: малая гостиная; кабинет; столовая; коллекции картин и старинных часов, собранные Паскевичами. Примером архитектуры классицизма является сохранившийся до наших дней небольшой жилой дом в Гомеле, построенный недалеко от дворцового ансамбля (ул. Пушкинская). В прошлом здание называлось «охотничьим домиком», сооружено в начале XIXв. по заказу Н. Румянцева. Нередко его именуют «дом-ампир», очевидно из-за художественного решения фасадов.
Главный фасад дома, обращенный к городу, в своей центральной части представлен шестиколонным портиком дорического ордера. Крайние колонны сдвоены, в результате чего особенно выделяется средняя часть со входом в здание. Над портиком возвышается второй этаж в виде мезонина с балконом, выход на который оформлен большой полуциркульной аркой. По сторонам арки — скульптурные вставки. Присутствуют декоративные элементы и в компактных боковых пристройках. Дом необычен по конструктивному решению. Деревянный, срубный, он облицован кирпичом и оштукатурен. Однако использование деталей из арсенала классической архитектуры создает полную иллюзию цельнокаменного сооружения.

Церковь св. Ильи (дерев.)

gomel_7

Дата строительства: конец XVIIIв.
За дворцовым парком, ниже по течению Сожа, сохранился памятник деревянной архитектуры конца XVIIIв. — Ильинская церковь. Церковь состоит из трех срубов, поставленных один за другим по одной оси. Средний сруб, наибольший, квадратный в плане, в своей верхней части переходит в восьмерик, что обеспечивает внутреннему пространству значительный объем и придает воздушность интерьеру.. В головной части над входом в церковь возвышается башня-колокольня в виде «восьмерика на четверике». Ее верхний ярус под невысоким граненым куполом держится на восьми столбах. Памятник отличается простой декорировкой, скромным убранством внутри. Запоминается его объемное решение и силуэтная выразительность, свойственные традиционным образцам белорусского деревянного зодчества.