Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе (2016-2019)

Тема: «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Научный консультант: Снопкова Елена Ивановна, заведующий кафедрой педагогики государственного учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова», кандидат педагогических наук, доцент. Сроки реализации проекта 2016 – 2019 г.г. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
  1. Государственное учреждение образования «Средняя школа №21 г. Могилева»
  2. Государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г. Могилева»
  3. Государственное учреждение образования «Средняя школа №8 г. Могилева»
  4. Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Горки»
  5. Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Горки» Могилевской области
  6. Государственное учреждение образования «Средняя школа №40 г. Могилева»
Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Шклова» Могилевской области. Цель проекта: повышение качества образования; посредством формирования методологической культуры учащихся как субъектов учебной деятельности и мышления Задачи проекта:
  1. Уточнить и конкретизировать теоретическую модель методологической культуры учащихся как дидактическую категорию, операционализировать с учетом современных дидактических требований личностные, метапредметные и предметные компетенции в контексте методологической культуры учащихся и разработать концептуальные основания внедрения данной модели в образовательный процесс
  2. Создать условия для повышения качества образования посредством повышения познавательной активности учащихся, обеспечения самообразовательной деятельности, развития общеучебных способов мышления и деятельности, исследовательских и творческих способностей учащихся, развития теоретического типа мышления учащихся на уровне предметного знания, формирования контрольно-оценочного отношения к собственному учению, повышения уровня информационной и коммуникативной культуры учащихся
  3. Разработать методические основы внедрения модели формирования методологической культуры учащихся с учетом передового педагогического опыта учреждения образования, реализующего инновационный проект
  4. Разработать систему научно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование способности учащихся управлять своей учебно-познавательной деятельностью, использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, а также развитие современного научного стиля мышления учащихся (дидактические сценарии учебных занятий; системы учебных ситуаций, развивающих метапредметные компетенции учащихся, исследовательские и творческие способности; методы и приемы целеполагания, принятия и осмысления учебных задач в учебной деятельности; модели уроков, спроектированных на основе алгоритмов современных проблемно-деятельностных технологий и др.)
  5. Создать условия для повышения уровня методологической культуры педагогов как основы профессионально-педагогической культуры и важнейшего педагогического условия формирования методологической культуры учащихся посредством организации учебно-научно-консультативного центра, обеспечивающего интеграцию научного и методического потенциалов кафедры педагогики Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова и школ-инноваторов
  6. Разработать систему информационных ресурсов (поддержка сетевых информационных ресурсов учреждения образования методического характера, страницы учебных предметов в виртуальном методическом кабинете, дистанционное сопровождение учебных предметов, образовательные сайты, и др.)
  7. Формировать, изучать, обобщать и развивать инновационный опыт учреждения образования по внедрению модели формирования методологической культуры учащихся, тиражировать и транслировать опыт внедрения инновационной модели на научных и методических мероприятиях.
Пути реализации проекта:
  1. Изучение уровня профессиональной компетентности и  состояния готовности  педагогов к решению педагогических задач проекта по внедрению модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе.
  2. Теоретическая подготовка участников инновационного проекта, создание условий эффективной методологической и методической подготовки учителей для реализации идей и основных положений проекта.
  3. Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе.
  4. Мониторинг уровня развития личностных, метапредметных и предметных результатов развития обучающихся в процессе инновационной деятельности.
  5. Мониторинг системных результатов инновационной деятельности.
  6. Создание партнерской сети с дистанционной поддержкой передачи и освоения образцов педагогической деятельности как результатов реализации инновационного проекта.
  7. Презентация собственного  опыта  формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе, рефлексия затруднений и достижений в данном направлении.
  8. Подготовка научно-методических рекомендаций по внедрению модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе.

План реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования методологической культуры в образовательном процессе» на 2018/2019 учебный год .docx (22.71 КБ)

Сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования ПРОСМОТРЕТЬ (внешняя ссылка) (Академия последипломного образования)


День инноваций
состоялся в государственном учреждении образования
«Средняя школа № 21 г.Могилева»

21 апреля в государственном учреждении образования «Средняя школа № 21 г.Могилева» прошел День инноваций. В школе реализуется Республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе». На пороге школы гостей встречала заместитель директора по учебной работе Райкина Т.Г., которая познакомила коллег с достижениями в реализации инновационного проекта. В методическом кабинете школы была организована выставка – презентация накопленного материала по теме инновационной деятельности: материалы работы творческих групп, дневники участников инновационного проекта, разработанные уроки и внеклассные мероприятия, статьи педагогов в сборниках научно – практических конференциях. Райкиной Т.Г была организована экскурсия по школе с посещением предметных кабинетов истории, лингафонного кабинета, кабинета немецкого языка.

В рамках проведения Дня инноваций учитель истории и обществоведения Савченко О.А. провела урок обществоведения в 9 классе «Социальные статусы и роли», учитель истории и обществоведения Ирванцова Е.А. – факультативное занятие «События революции 1905-1907 годов в Беларуси».

Учителя немецкого языка подготовили творческий отчет «Развитие методологической культуры учащихся при подготовке учащихся к сдаче международного экзамена DSD». Инновационный проект «Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе» тесно связан с пилотным проектом «Диплом немецкого языка І степени (DSD I)», также реализуемым в государственном учреждении образования «Средняя школа № 21 г.Могилева». Диплом немецкого языка І степени (DSD I) – это экзамен по немецкому языку А2/В1 в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком, целью которого является сдача экзамена на получение международного сертификата на знание немецкого языка.

Учителя немецкого языка представили присутствующим коллегам модель развития методической культуры учащихся при обучении немецкому языку. Далее учащиеся 6-х классов под руководством учителя немецкого языка Артимович В.С. продемонстрировали устную часть экзамена на получение сертификата на знание немецкого языка — уровень А1: это беседа – игра, где учитель выступает в роли ведущего. Учащиеся выбирают карточку, на которой отмечено слово – импульс для дальнейшей беседы. Ребята в процессе беседы не только излагают определенную тему, но и задают друг другу вопросы.

Учитель немецкого языка Черникова М.В. готовит учащихся 8-х классов для сдачи экзамена DSD (уровень А2). Учащиеся кроме устной беседы с экзаменатором должны представить презентацию – проект. Учениками были продемонстрированы созданные проекты по темам «Мой родной город», «Путешествие в Германию».

На протяжении 2016/2017 учебного года учитель немецкого языка Райкина Т.Г. вела подготовку учащихся 10 – х классов для сдачи экзамена DSD (уровень А2/В1). Письменная часть экзамена состоялась 9 марта 2017 года (централизованная проверка осуществляется в Германии), устная часть – 31 марта 2017. В состав экзаменационной комиссии входил представитель Центрального управления по делам школьного образования за рубежом Вернер Либеркнехт. Учащейся 10 «В» класса Ковалевой Карине за устную часть экзамена присвоен уровень В1, Михайловой Юлии – уровень А2. Учащиеся 10 –х классов продемонстрировали присутствующим педагогам и младшим учащимся проекты по темам «Мои домашние животные», «Семейные праздники».

Присутствующие учителя отметили высокий уровень организации мероприятий, подготовки учащихся.

Заместитель директора по учебной работе
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 21 г.Могилева»
Райкина Т.Г.


Прошел семинар
в государственном учреждении образования
«Средняя школа № 21 г.Могилева»

22 января 2019 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 21 г.Могилева» прошел семинар, на котором был представлен опыт работы педагогического коллектива по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования методологической культуры учащихся в образовательном процессе». На пороге школы гостей встречала заместитель директора по учебной работе Райкина Т.Г., которая познакомила коллег с достижениями в реализации инновационного проекта. В методическом кабинете школы была организована выставка-презентация накопленного материала по теме инновационной деятельности: материалы работы творческих групп, дневники участников инновационного проекта, разработанные уроки и внеклассные мероприятия, статьи педагогов в сборниках научно-практических конференциях, материалы психолого-педагогического сопровождения инновационного проекта.

Учитель истории и обществоведения Веко Т.Р. провела урок истории в 9 классе «Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII —  начале XIX в.», учителя английского языка Патапенко М.В., Тетерюкова Е.И. – внеклассное мероприятие «День Святого Валентина».

Учителя немецкого языка подготовили творческий отчет «Развитие методологической культуры учащихся при подготовке учащихся к сдаче международного экзамена DSD», в ходе которого представили присутствующим коллегам модель развития методологической культуры учащихся при обучении немецкому языку. Далее учащиеся 5-х классов под руководством учителя немецкого языка Артимович В.С. продемонстрировали устную часть экзамена на получение сертификата на знание немецкого языка — уровень А1: это беседа-игра, где учитель выступает в роли ведущего. Учащиеся выбирают карточку, на которой отмечено слово-импульс для дальнейшей беседы. Ребята в процессе беседы не только излагали определенную тему, но и задавали друг другу вопросы. Учащиеся 10-х, 11-х классов продемонстрированы созданные проекты по темам «Мой родной город», «Свободное время», «Брак в Германии и Беларуси», которые они подготовили к устной части экзамена DSD I и DSD II.

Живой интерес участников вызвал мастер-класс «Эффективные приёмы работы с информацией – залог развития методологической культуры учащихся» учителя немецкого языка Кузьмича К.В., который поделился опытом применения технологии запоминания информации при помощи интеллект-карт, метода визуализации информации.

В процессе проведения учителем английского языка Патапенко М.В. мастер-класса «Развитие методологической культуры учащихся посредством использования образовательного блога при обучении английскому языку» присутствующие педагоги смогли практически применить полученные знания на практике, создавая макет блога. Участники семинара отметили высокий уровень организации мероприятий, актуальность содержания информации, интересную форму подачи, реальную возможность использования полученных знаний на практике.