Книжная выставка

«На пульсе жизни: Андрей Макаёнак и белорусский театр- 12.11. — 100 лет со дня рождения». Андрей Егорович Макаёнок – один из самых известных белорусских драматургов второй половины XX века. Его сатирические пьесы стали эталоном жанра.

Он самоотверженно любил театр, его пьесы вызывали повышенный интерес театральных коллективов и зрителей. Имя Андрея Макаёнка было очень популярно и фактически гремело в 70-е годы 20 века. Его пьесы играли во многих театрах. Блистательный Андрей Миронов — Швед в «Таблетке под язык», а Анатолий Папанов — Цыбулька. Но самое тесное сотрудничество у драматурга установилось с Купаловским театром в Минске, который в 70-е переживал золотое время, аншлаги наблюдались постоянно, и не без прямого участия Андрея Макаёнка.

Из воспоминаний актеров Купаловского театра:

«Ярким метеором ворвался в наш театр Андрей Макаенок. Это был «Человек-театр». Мы очень любили, когда он читал нам свои пьесы. Он не просто читал, он играл и проживал жизнь каждого из своих героев у нас на глазах. Проживал талантливо и заразительно. Андрей Егорович очень любил людей и бережно к ним относился. Каждая премьера его пьес была событием, праздником для всех нас». В то время главным режиссёром театра был Валерий Николаевич Раевский, он руководил театром более 30 лет (с 1967 г. — до конца жизни 2011г.). Валерий Раевский растормошил государственный театр новой современной эстетикой, нашел драматургов-единодумцев. Это были Андрей Макаенок, Алексей Дударев, Николай Матуковский, Иван Чигринов, Василь Быков, Кондрат Крапива. Андрей Макаенок, драматург пьесы которого шли по всему Советскому Союзу, становится помощником, соратником, другом режиссёра. Но Раевский уверен, что стиль и мысли Макаенка лучше понимает белорусский театр, и объясняет это так: «Мы, конечно, гордимся таким признанием нашей литературы (драматургии, в частности). Но театры слишком часто увлекаются внешними приемами, экзотикой, национальным колоритом, не проникая, к сожалению, в глубину и своеобразие национального характера. В его скромность, неброскость, что ли, идущие от долготерпения. Пьесы Андрея Макаенка чрезвычайно лиричны, и лучшая из них, на мой взгляд, «Трибунал», написана как бы на грани слез. В ней — наивность моего народа, поэзия скромности. А в спектаклях часто доминирует буффонада, какая-то «общекрестьянская» бойкость».Андрей Макаенок вслед за Кондратом Крапивой органично нес эстафету народности, опираясь на богатство белорусского фольклора, писатель по-новаторски развивал традиции сатирической драматургии, правдиво и ярко отражал жизнь народа. В Купаловском с успехом идут спектакли «Трибунал», «Святая простота», «Таблетку под язык», «Затюканный апостол». Слава Раевского и Макаенка распространяется на весь Советский Союз. Купаловский начинают называть театром Макаенка. В 1962 году Андрей Макаенок был отмечен литературной премией им. Я. Купалы за комедию «Лявонiха на арбiце», а в 1974 году – Государственной премией Беларуси. им. Я. Коласа за пьесы «Трыбунал» и «Таблетку пад язык».

Андрей Макаенок был очень одаренным человеком: хорошо рисовал, занимался резьбой по дереву, владел талантом актера. Писать стихи и зарисовки начал еще в школьные годы.